Особенности FidoNet

В предыдущей статье было рассказано о технической стороне FidoNet. В очередном номере я обещал рассказать про психологию обитателей сети, однако уже в процессе работы над статьей выяснилось, что для этого вначале нужно подробнее прояснить особенности структуры сети и ее функционирования, а все это вместе уже выходит за рамки объема одной статьи. Поэтому анализ психологии откладывается на следующий номер, а сейчас я остановлюсь на наиболее заметных чертах сети, влияющих на ее состав и взаимоотношения членов.

Анализируя особенности FidoNet, волей-неволей приходится сравнивать ее с наиболее известной сейчас компьютерной сетью - Internet. В этом сравнении сразу же хочется выделить как минимум пять основных черт FidoNet: любительский принцип, "самодельность", невыгодность, наличие Устава и ряда жестких правил поведения, и относительная бесконтрольность.

Любительский принцип выражается в том, что как само создание сети, так и поддержка ее существования производятся исключительно силами самих членов сети и исключительно для самих себя. Иначе говоря, не существует никаких людей или структур, которые официально работали бы в интересах сети, не являясь ее членами, и никто из членов сети не может быть принужден к выполнению какой-либо общественной работы - все это делается исключительно добровольно. Формально FidoNet является зарегистрированной в ряде стран общественной организацией (в России такая регистрация не производилась), однако фактически это никак не влияет на жизнь самой сети.

"Самодельность" означает, что все принципы, протоколы, программы, уставы и правила всегда создавались самими участниками и опять же - только для себя. Разумеется, во многих случаях за основу были взяты существующие стандарты и правила "серьезных" сетей, однако конечная реализация в любом случае принадлежала самим фидошникам и делалась в частном порядке. В этом есть как свои плюсы - ряд свежих идей, нестандартная, но эффективная реализация, быстрое отмирание устаревших вещей, так и минусы - значительное число неисправленных ошибок в протоколах и программах, искусственные ограничения, порожденные недостатком опыта конкретных разработчиков, нехватка хорошей документации и т.п. С одной стороны, многие программисты, начинавшие с самостоятельного написания Fido√софта, со временем создали свои софтверные фирмы, однако в разработке программ для FidoNet по-прежнему преобладает любительский подход.

Невыгодность декларирует принципиальное отсутствие какой-либо материальной заинтересованности как сети от своих сисопов, так и наоборот. Это не означает полной бесплатности - там, где принята оплата городских телефонных переговоров, сисопам приходится оплачивать затраты по обмену почтой, а в ряде случаев сисопы транзитных узлов берут на себя оплату всего проходящего траффика. Невыгодность заключается в невозможности зарабатывать - как внутри FidoNet, так и на FidoNet. Любая общественная работа выполняется, как уже говорилось, совершенно добровольно и бесплатно; речь может идти лишь о компенсации объективных денежных расходов сисопа на пересылку почты, которые вскладчину (cost sharing) оплачивают все заинтересованные в данной пересылке сисопы.

Наличие Устава и ряда других правил поведения подразумевает относительно жесткую формальную дисциплину, с которой любой сисоп обязан согласиться перед вступлением в сеть. Большинство правил естественным образом вытекает из основных принципов сети и образно сводится к емкому выражению "не напряги". Иначе говоря, дисциплина в сети служит не для изначального зажимания свободы членов, а, наоборот - для максимальной реализации этой свободы, но только не в ущерб любым другим членам сети. Все, что служит развитию сети, поощряется, а все, что создает проблемы общению и работе сети - ограничивается или запрещается вовсе.

Относительная бесконтрольность проистекает из принципа добровольности. Формально власть официальных лиц достаточно велика, однако это - работа общественная, выполняемая за свой счет и в личное время, и далеко не всякий в состоянии посвятить ей ровно столько времени, сколько необходимо. Любое решение координатора обязательно для исполнения соответствующей частью сети, однако координатор не имеет эффективных силовых средств для обеспечения этого. Разумеется, выборность предполагает высокую степень доверия к избираемым, однако в голосовании могут участвовать не все сисопы, и не все голосуют "за"; впоследствии такие сисопы могут тихо или явно саботировать решения координаторов, и для урегулирования конфликта могут потребоваться недели и даже месяцы.

Обычно появление нового человека в сети выглядит примерно так: пользователь BBS или просто знакомый получает у одного из сисопов пойнтовый адрес, устанавливает почтовые программы и получает возможность отправлять и принимать как личные письма, так и эхоконференции. У пользователей ряда входящих в состав FidoNet BBS есть возможность личной переписки и участия в конференциях под основным адресом узла. В обоих случаях и пойнт, и пользователь выступают в FidoNet под именем основного узла, который и несет всю ответственность за их поступки. Впоследствии, приобретя опыт, изучив структуру сети и ее законы, многие пойнты подают сетевым координаторам заявки на узловые адреса - другими словами, просят о приеме в полноправные члены сети. При отсутствии противопоказаний эти заявки обычно удовлетворяются, и в сети появляется новый узел, который сам несет ответственность перед сетью и имеет право избирать и быть избранным на официальные должности в сети.

Образно FidoNet можно сравнить с чем-то вроде закрытого клуба, в котором есть действительные члены (узлы), некоторые из которых облечены полномочиями и ответственностью (координаторы), а также гости (пойнты и пользователи BBS), которые приходят с кем-либо из членов под его ответственность. В клубе общаются на различные темы, обсуждают служебные и личные вопросы, или же просто отдыхают; там завязываются личные знакомства, романы и даже создаются семейные пары. Однако там же периодически возникают и конфликты, и ссоры, а в редких случаях может дойти и до драки, и успешность погашение конфликта во многом зависит от атмосферы и личных качеств участников и их окружения - сумеют они уладить проблему сами, при помощи друзей и знакомых, или же потребуется вмешательство административного персонала.

Состав членов такого клуба имеет тенденцию к росту за счет постепенного перехода гостей в действительные члены, параллельно которому происходит вовлечение в клуб новых гостей. При этом темп роста и состав посетителей определяется политикой допуска и приема в члены клуба. Однако при чрезмерно строгой политике клуб рискует сделаться скучным и однообразным, а при чрезмерно либеральной - потерять свое лицо, атмосферу и превратиться в заурядное место для сборищ. Выбор оптимальной политики и ее поддержание представляет немалую трудность для руководства клуба.

В сети даже между незнакомыми людьми принято дружеское обращение на "ты"; вежливое "Вы" употребляется разве что для официальных обращений, а подчеркнутая вежливость зачастую служит синонимом неприязни, поэтому в обычном общении лучше не использовать витиеватых форм и особенно "Вы" с большой буквы - могут не понять и даже обидеться. Однако и панибратское обращение в стиле "Ты че, ваще!" тоже не в почете. Вообще, один из основных принципов фидошного общения - "не раздражай и не раздражайся" - советует быть дружелюбным с другими и проще относиться к проявлениям недружелюбности со стороны. В сети не любят как чрезмерно надоедливых, так и легко обижающихся людей.

Любое коммерческое использование сети воспринимается как паразитизм, и запрещено безоговорочно. К этому относится пересылка коммерческой информации, ведение бизнес-переговоров, продажа информации, полученной средствами сети и т.п. Реклама допускается только в случае заведомо интересных большинству сисопов товаров или услуг, причем только в содержательной форме, без традиционных "это - Ваш выбор", хотя в рамках технологии ходят и "неофициальные" эхоконференции поддержки малого бизнеса. Требование какой-либо платы за любой труд в сети также запрещено, за исключением компенсации объективных денежных расходов. Однако это не запрещает сисопу FidoNet открыть, к примеру, коммерческую BBS, которая уже не находится под юрисдикцией сети.

В FidoNet запрещена любая деятельность, приводящая к нарушению законов тех стран, узлы которых вовлечены в пересылку информации. Например, пропаганда войны, запрещенная законами многих стран, тем самым автоматически запрещается и для узлов FidoNet на территории этих стран. Из этого правила вытекает запрет на пересылку шифрованных писем - каждый сисоп имеет право просматривать транзитную почту на предмет ее соответствия законодательству и отсутствия коммерческого траффика. Разумеется, обнародование личных писем запрещено, да и далеко не всякому сисопу этика позволит копаться в чужих письмах, однако любой транзитный узел вправе отказать в пересылке шифрованных или нарушающих законы писем.

Специфическая особенность эхоконференций FidoNet - наличие модераторов, следящих за порядком - соблюдением тематики конференции, правил общения, стандартов кодировки и содержательности сообщений. В функции модератора входит определение тематики конференции, составление правил переписки в ней и их регулярная публикация, слежение за соблюдением тематики, выставление замечаний случайным нарушителям и изоляция от конференции злостных. Наиболее распространенные нарушения, на которые может указать модератор: оффтопик (offtopic) - несоблюдение тематики; избыточное цитирование (overquoting) - цитирование исходного письма сверх объема, необходимого для понимания смысла; личная переписка в конференции, не интересная большинству подписчиков; использование чужеродных кодировок текста и т.п. Наиболее часто встречается оффтопик, когда в конференции начинаются разговоры о "посторонних" вещах, и избыточное цитирование, когда вместо отдельных фраз и абзацев цитируется большие куски письма, или даже все письмо целиком. Конференция может и не иметь модератора, однако центральная структура хабов - "хребет" (echo backbone), распределяющих конференции по региону, не принимает для раздачи "бесхозные" конференции, предлагая всем заинтересованным самостоятельно заниматься их распространением.

Принципиально любительская основа порождает одну из основных проблем FidoNet - ненадежное хождение почты. Если коммерческому почтовому или Internet√провайдеру в случае потери писем, долгой их доставки, нерегулярной связи или плохого сервиса грозит потеря клиента, а в худших случаях - судебные тяжбы, то любой хаб FidoNet работает в интересах сети без какой-либо выгоды, и формально никак не отвечает за прохождение почты. В последнее время, благодаря использованию для Fido√почты ряда IP√каналов, скорость хождения значительно возросла, однако надежность по-прежнему оставляет желать лучшего. Вполне типичны происшествия в стиле "ребята, я тут систему переставлял, случайно несколько мегабайт почты потерялось, извините". Если на крупных хабах обработкой почты занимается, как правило, отдельная машина, то на небольших транзитных - простая домашняя или офисная, на которой параллельно делается основная работа, что всяко не способствует надежности. Дополнительный вклад вносят плохо отлаженные почтовые программы, по вине которых могут незаметно пропадать отдельные письма. Единственным выходом для недовольных низким качеством или скоростью пересылки является смена аплинка - если, конечно, есть, из чего выбирать.

Другая злободневная проблема - гейтование эхоконференций в Internet. Так называется передача эхоконференций формата FidoNet для распространения внутри Internet. Для многих крупных хабов, расположенных на территории провайдеров Internet, гейтование является формой платы за использование компьютеров и каналов связи провайдера для нужд FidoNet. С одной стороны, гейтование служит расширению "информационного пространства" и вовлечению в него новых людей, однако в Internet отсутствует базовое понятие эхоконференций FidoNet - модерирование, отчего со стороны Internet возникает значительное количество явных нарушений - реклама, оффтопик, нестандартные кодировки, не говоря уже о традиционно наплевательском отношении большинства абонентов Internet к оформлению и размеру своих писем.

В последнее время настоящей бедой для Internet, а через гейты - и для FidoNet, стал так называемый spam - массовая рассылка рекламных писем, зачастую - под фальшивыми адресами, которые, к тому же, постоянно изменяются, затрудняя определение и изоляцию узлов-нарушителей. Стоит один раз "засветиться" с интересом к какой-либо популярной тематике, как сетевые роботы рекламодателей, которых в Internet множество, выловят это письмо по знакомым ключевым словам и поместят в базу данных, чтобы впоследствии регулярно рассылать по этим адресам рекламу. Формально, многие такие роботы позволяют отправить им письмо с просьбой о прекращении рекламы, однако с каждым днем их становится все больше, и все они противоречат принципу FidoNet "не напряги", заставляя сисопов самих предпринимать усилия для избавления от надоедливой почты.

Борьба с нарушителями осложняется тем, что по правилам FidoNet отвечать за нарушения должен тот узел, через который письмо попало в сеть, и при отключении гейтующего узла без конференции остаются не только абоненты Internet, но и ряд сетей самой FidoNet, для которых такой путь получения конференций является единственно возможным. В России существует несколько таких крупных гейтующих узлов, постоянно вызывающих нарекания модераторов, однако полный запрет гейтования на данном этапе невозможен без серьезных потрясений во всем российском регионе.

Еще одна причина, вызывающая частое недовольство как модераторов конференций, так и транзитных почтовых узлов - пересылка файлов внутри писем. Принцип кодирования UUEncode, изначально созданный в UNIX для того, чтобы в тексте писем пересылать нетекстовую информацию - двоичные ключи, шифрованные тексты, изображения и т.п. - для немалого количества людей стал удобным способом легкого обмена файлами. В Internet с его традиционно высокой пропускной способностью и платным подключением владельцам каналов безразлично, какого рода информация пересылается по ним, однако сисопам транзитных узлов, добровольно взявшим на себя труд пересылать письма в интересах всей сети, при этом приходится пересылать большие объемы файлов (кстати, практически несжимаемых, в отличие от текста), предназначенных только для отдельных ее членов. Формально такие кодированные письма подпадают под определение шифрованных, поэтому любой узел FidoNet вправе без объяснений отказать в их пересылке.

В Уставе FidoNet существует понятие "раздражающее поведение" - annoying behavior, AB. Под этим понимаются любые действия, явным образом "напрягающие" кого-либо из сисопов сети - например, звонки на станцию в неурочное время, неправильная настройка программ, приводящая к сбоям в работе, "бомбардировка" письмами и т.п. Сисоп, считающий, что чье-то поведение его раздражает, вправе сделать замечание об этом; в случае игнорирования таких замечаний или явного нарушения категорических запретов поведение считается чрезмерно раздражающим (excessively annoying behavior, XAB), что уже может служить основанием для жалобы (complain) координатору сети, содержащей досаждающий узел. Стадия XAB не обязательно наступает вслед за AB - например, подделка писем или установка связи от имени другого узла без его ведома с самого начала являются XAB. Узел, уличенный в чрезмерно раздражающем поведении, может быть экскоммуницирован - исключен из FidoNet.

Больное место FidoNet - засилье мужского пола. Необходимость самостоятельно устанавливать и поддерживать не особо дружественные программы, вникать в структуру сети и разбираться с проблемами находит понимание в основном у людей технического склада, среди которых женщин традиционно мало. Как результат, подавляющее число сисопов и пойнтов FidoNet составляют мужчины, что, конечно же, отражается на общей атмосфере в сети. Несмотря на то, что многие жены и подруги сисопов регулярно читают конференции, пишут в них далеко не все. Не последним образом это связано с обилием конференций чисто технического плана, где даме трудно проявить себя, а также с трудностями в освоении стиля "своего парня", нередкого в конференциях общих направлений.

Собрания фидошников именуются сисопками и пойнтовками - по преимущественному составу участников. В основном эти встречи носят неформальный характер, хотя на встречах сисопов нередко обсуждаются и рабочие вопросы, "устаканиваемые" затем в официальном порядке. Сисопки, особенно в больших сетях, где многие сисопы не знакомы лично, чаще проводятся в рабочих помещениях, на выставках или на природе, и реже - дома у одного из сисопов. Пойнтовки, наоборот, значительно чаще собирают хорошо знакомых между собой людей, отчего случаются обычно у кого-нибудь дома и напоминают обычные дружеские вечеринки.

Евгений Музыченко, 2:5000/14@FidoNet, eugene@muzychenko.net
Специально для журнала Техно-Collection.